1 июля коммунальные тарифы в России опять вырастут — в среднем на 4%. При этом многие россияне считают, что цены на коммуналку и без того завышены, а качество услуг порой сложно назвать удовлетворительным. Мы поговорили с экспертами ЖКХ, чтобы понять, почему тарифы ежегодно растут и справедливы ли текущие цены.
На сколько с 1 июля вырастут тарифы?
Государство с 2004 года регулирует тарифы на коммунальные услуги. С 2016 года действует так называемый предельный индекс роста тарифов — значение, выше которого нельзя поднимать цены на ЖКУ. В этом году, как и ранее, тарифы вырастут на 3,2–6,5% в зависимости от региона. Больше всего коммуналка подорожает в Чечне (на 6,5%) и в Нижегородской и Ярославской областях — на 6,4% и 5,4% соответственно. «Повезет» Мурманской области — 3,2%, а также Челябинской и Свердловской областям — им поднимут тарифы на 3,4%. Список регионов и их индексы тарифов можно посмотреть здесь.
Как формируются цены на ЖКУ
Тарифы на любые коммунальные услуги складываются из многих показателей. Взять, например, воду. Сначала ее откуда-то выкачивают, потом воду нужно очистить и перенаправить конечному получателю в дом, поэтому в тариф на воду закладываются расходы на всех этих этапах. Плюс расходы на содержание инфраструктуры, в которые входит содержание труб, насосов и прочего оборудования, их плановое и аварийное обслуживание, а также зарплаты сотрудников, которые всем этим занимаются.
Эксперты говорят, что подача коммунальной услуги мало чем отличается от любого производства.
— Предприятия водоснабжения, добывая воду, несут определенные расходы, — объясняет эксперт в сфере ЖКХ Игорь Кокин. — Эти расходы учитываются в тарифе на воду. Это как любое производство. Из чего складывается производство автомобиля? Цены комплектующих, энергоресурсов заработной платы, ну и так далее. Так и тарифы на воду, тепло и свет. Примерно все одинаково формируются.
Из-за чего растут тарифы ЖКХ?
Тарифы растут из-за того, что увеличиваются расходы на предоставление этих услуг.
— Например, зарплата сотрудников водоканала — она же не может оставаться всё время на одном уровне. Или стоимость материалов, или оборудования, которые используются для ремонта и эксплуатации сети. Цены на это тоже не стоят на месте и растут, — объясняет исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Сергей Сохранов. — Соответственно, тариф растет вслед за расходами на компоненты, которые влияют на установление тарифов.
Даже если цены на материалы или оборудование за год никак не поменялись, всё равно остается фактор инфляции. Выпадающие доходы ресурсные предприятия как раз компенсируют за счет ежегодного повышения тарифов.
Насколько цены на коммунальные услуги «справедливы»?
На этот вопрос каждый из участников коммунального рынка ответит по-своему. Для среднестатистического жителя России цены на тарифы ЖКХ завышенные. Для ресурсного предприятия — тарифы слишком низкие и с трудом покрывают расходы на содержание. Они бы и рады поднять еще, но государство регулирует тарифы своими предельными индексами.
— Холодное водоснабжение в среднем по стране стоит 27 рублей за кубометр, это 2,7 копейки за один литр, — приводит пример Сергей Сохранов. — Ресурсники уверяют, и я здесь готов их поддержать, что такая стоимость воды чрезмерно низкая, она не позволяет вовремя производить модернизацию. Вовремя применять новые технологии, которых много. Например, отказаться от того же хлорирования. Если бы тарифы были бы чуть больше, то, думаю, ситуация с водой у нас бы была гораздо лучше. А сейчас у нас треть населения получает воду, которая не соответствует требованиям СанПиНа.
Тариф на тепло, по мнению Сохранова, наоборот, переоценен. Текущие тепловые системы достались нам в наследство от Советского Союза и зачастую являются частью старых промышленных производств. Это огромные мощности, которые сейчас по сути не востребованы и обходятся неоправданно дорого. За их содержание и ремонт приходится платить потребителю, поскольку это включено в тариф.
Устаревшие котельные можно было бы заменить на более современные, но отсутствие конкуренции делает модернизацию экономически необоснованной. Если бы рынок был конкурентным, это бы позволяло не только сдерживать рост цен, но и поднять качество самих услуг. Причем касается это не только теплоснабжения, но и газа, электричества и ТКО. Именно неконкурентный характер рынка является главным фактором того, что цены на коммунальные услуги у нас могут только расти.
В итоге получается замкнутый круг, в котором потребитель считает, что он переплачивает и получает некачественную услугу, а производитель либо не может, либо ему незачем модернизировать инфраструктуру, чтобы повысить качество услуг.
— Официально у нас 60% износа в сфере теплоснабжения, около 50% — износ в сфере водоснабжения. Эти трубы гнилые давно уже пора менять, а расходы на них закладывать в тариф. Если среднюю заработную плату по этим отраслям подтягивать до коммерческих предприятий, цены вырастут существенно. Поэтому государство их и сдерживает, — говорит Игорь Кокин.
Источник